|
Дата
|
Тема урока.
(страницы учебника, тетради)
|
Художественно-педагогическая идея уроков
|
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
|
Понятия
|
Предметные
результаты
|
УУД
|
Личностные результаты
|
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
5.
|
6.
|
7.
|
8.
|
|
«Россия – Родина моя!» (3 часа):
|
1
|
сентябрь
|
Мелодия.
стр.8-11
|
«Вся Россия просится в песню». Как мелодия передает душевное состояние композитора?
|
Мелодия. С.В.Рахманинов.
Жанр: инструментальный концерт. «Песня о России».
В.Локтев.
Куплетная форма.
|
Научится слышать и интонировать мелодию, воспринимать музыку инструментального концерта.
Получит возможность научиться владеть навыками кантиленного пения.
|
Регулятивные:
Целеполагание в постановке учебных задач.
Познавательные:
Владение навыками речевого высказывания.
Коммуникативные:
Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины.
|
Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к музыкальной культуре России.
|
2
|
|
Вокализ.
стр.12-13
|
«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»
Как звучит вокализ?
|
Вокализ.
С.В.Рахманинов.
А,капелла.
А.В.Нежданова.
Сопрано.
|
Научится определять новый жанр музыки.
Получит возможность развивать творческие способности, певческий голос.
|
Р: оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства и мысли.
П: закрепление представлений о муз. языке вокализа, средствах муз. выразительности.
К: продуктивное сотрудничество со сверстниками .
|
Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества.
|
3
|
|
Кантата.
стр.20-23
|
«На великий бой собралася Русь!»
Как композитор рассказывает о защитниках нашей Родины в кантате?
|
Кантата. С.С.Прокофьев. Меццо-сопрано. Альт.
|
Научится воспринимать музыку кантаты.
Получит возможность научиться участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении музыкальных образов.
|
Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя.
П: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
К: Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
|
Становление эстетических идеалов.
Уважительное отношение к истории и культуре русского народа.
|
«О России петь – что стремиться в храм» (3 часа):
|
4
|
|
Стихира
стр.26-27
|
Как звучит стихира?
Святые Земли Русской.
|
Стихира.
Пение а,капелла.
Икона «Всех святых в земле Русской просиявших».
|
Научится оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык духовной музыки.
|
Р: Принимать и сохранять учебную задачу.
П: Узнавать, называть жанры духовной музыки.
К: Формулировать свои затруднения.
|
Понимание жизненного содержания религиозной музыки.
|
5
|
октябрь
|
«Былинные наигрыши и напевы».
стр. 28-29
|
Как жанр былины раскрывает образ
былинного героя?
|
Былинный напев.
Песнь-сказание.
А.П.Бородин «Богатырская» симфония.
|
Научится узнавать народные былинные песнопения, слышать их интонации в музыке русских композиторов.
|
Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.
П: Воспитание патриотических чувств.
К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства.
|
Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.
|
6
|
|
Тропарь.
стр.32-39
|
Как звучит тропарь?
Праздников праздник, торжество из торжеств.
|
Тропарь. Молитва. Песнопение.
Пасхальное Богослужение. Икона «Воскресенье».
|
Научится воспринимать пасхальное песнопение.
Получит возможность научиться владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения.
|
Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки.
П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке жанров религиозной музыки.
К: Совершенствование представлений о рус. муз. культуре.
|
Понимание жизненного содержания религиозной музыки.
|
|
«День, полный событий» ( 7часов)
|
7
|
|
Осень в творчестве русских композиторов.
Стр.42-43
|
Как композитор передает осеннее настроение?
|
Лирика в поэзии и музыке.
П.И.Чайковский
«Осенняя песнь».
Г.В.Свиридов
«Осень», «Пастораль».
|
Научится воспринимать музыку и размышлять о ней. Развитие навыков кантиленного пения.
|
Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки.
П: Владение навыками интонационно-образного анализа муз.произведения.
К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов.
|
Наличие эмоционального отношения к искусству.
|
8
|
ноябрь
|
Зимнее утро.
Стр.44-45
|
Как композитор изображает утро? Как передает настроение зимнего утра?
|
Выразительность.
Изобразительность.
П.И.Чайковский
«Зимнее утро».
Зимний пейзаж.
|
Научится эмоционально выражать свое отношение к искусству, соотносить выразительные и изобразительные интонации.
|
Р: Развернутость анализа музыкального сочинения.
П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке.
К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки.
|
Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к ней.
|
9
|
|
Зимний вечер.
Стр.46-47
|
Как развитие мелодии помогает передать настроение стихотворения?
|
Музыкальное прочтение стихотворения.
П.И.Чайковский
«У камелька».
А.С.Пушкин
«Зимний вечер».
|
Научится ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве.
Получит возможность реализовывать творческий потенциал в пении.
|
Р: Оценка воздействия музыки на собственное отношение к ней.
П: Владение навыками самостоятельного интонационно- образного анализа муз.сочинения.
К:Совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
Развитие мотивов музыкальной учебной деятельности.
|
10
|
|
Музыкальная живопись.
Три чуда.
Стр.48-51
|
Как композитор «рисует» сказочные музыкальные образы?
|
Музыкальная тема.
Регистры. Тембры.
Н.А.Римский-Корсаков.
|
Научится наблюдать за результатом музыкального развития на основе различий интонаций, тем, образов.
|
Р: Обобщенность действий, критичность.
П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.
К: Оценка действий партнера в групповой деятельности.
|
Развитие эмоциональной отзывчивости.
|
11
|
|
Ярмарка в искусстве.
Стр.52-53
|
Как звучат народные мелодии в музыке П.И.Чайковского?
Какая музыка звучит на ярмарках?
|
Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни.
Обработка русской народной песни.
|
Научится сопоставлять различные образы народной и профессиональной музыки.
Получит возможность реализовать собственные замыслы в инсценировке песни.
|
Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности и работы одноклассников в разных формах взаимодействия.
П: Наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных стилей.
К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства.
|
Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.
|
12
|
декабрь
|
Один день с А.С.Пушкиным.
Стр.54-55
|
Как музыкальные впечатления отражались в творчестве поэта?
|
Вступление к опере.
Имитация колокольных звонов.
|
Научится соотносить выразительные и изобразительные интонации в музыке.
|
Р: Установка на внимательное восприятие музыки.
П: Приобретение информации о значении колокола в жизни человека.
К: Речевые высказывания. Умение петь в хоре.
|
Понимание жизненного содержания музыки.
|
13
|
|
Русский романс.
Стр.56-57
|
Как композитор выражает свои чувства, переживания в романсе?
|
Романс. М.И.Глинка
«Венецианская ночь». Муза.
Дуэт.
|
Научится ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, знать отличительные особенности жанра романса.
|
Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки.
П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке романса.
К: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа.
|
Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости учащихся.
|
|
В концертном зале ( 8 часов)
|
14
|
|
Струнный квартет.
Стр.74-75
|
Как композитор в музыке передает ночной пейзаж?
|
Струнный квартет.
А.П.Бородин.
Ноктюрн.
|
Научится сопоставлять музыкальные образы в звучании различных муз.инструментов, пению в ансамбле.
|
Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.
П: Умение сравнивать музыкальные образы.
К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия.
|
Понимание жизненного содержания музыки.
|
15
|
|
Вариации.
Стр.76-77
|
Как определить музыкальную форму вариаций?
|
Музыкальная форма: вариации.
Стиль рококо.
Штрихи: легато, стаккато, акценты.
|
Научится определять форму вариаций.
Возможность научиться оценивать явление муз.культуры.
Возможность научиться импровизировать (вариации на заданную тему).
|
Р: Владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии музыки.
П: Владение муз. словарем в процессе размышлений о музыке.
К: Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки
|
Мотивация учебной деятельности.
Я – слушатель.
Реализация творческого потенциала.
|
16
|
январь
|
Сюита.
«Старый замок»
Стр.78-79
|
Как звучит музыка средневековья?
Как услышать звуки старого замка?
|
Сюита.
Трубадуры, менестрели.
М.П.Мусоргский.
Музыка средневековья.
|
Научится воспринимать музыку, размышлять о ней.
Возможность научиться музицированию, импровизированию.
|
Р: Вопросы учащихся к анализу муз.пьесы. Оценка собственной муз.-творческой деятельности.
П: Приобретение информации о временах замков, трубадуров.
К: Музицирование по группам.
|
Уважительное отношение к истории и культуре Западной Европы.
Творческое развитие.
|
17
|
|
Романс «Сирень».
Стр.80-81
|
«Счастье в сирени живет..».
Как композитор наполнил музыку теплом и светом?
|
Музыкальные жанры: песня, романс, вокализ.
С.В.Рахманинов.
Сопрано.
|
Научится воспринимать музыку вокальных жанров.
Возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы в пении.
|
Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки.
П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке романса.
К: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа.
|
Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни.
|
18
|
|
Мир Шопена.
Стр.82-83
|
Как композитор передает в музыке свое отношение к Родине?
|
Музыкальный жанр: полонез.
Судьба Ф.Шопена.
|
Научится определять муз. язык, стиль композитора, жанр музыки.
|
Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.
П:Активизация творческого мышления.
К: Умение учитывать разные мнения.
|
Углубление понимания значения музыкального искусства в жизни человека.
|
19
|
февраль
|
Мир Шопена.
Стр.84-85
|
Как композитор использует интонации польских народных танцев?
|
Мазурка.
Трехчастная форма музыки.
|
Научится определять танцевальные жанры музыки, форму муз. произведения.
Возможность научится оценивать явления музы- кальной культуры Польши.
|
Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения .
П: Умение проводить сравнения муз. произведений.
К: Способность встать на позицию другого человека. Умение вести диалог.
|
Уважительное отношение к культуре польского народа.
|
20
|
|
Патетическая соната.
Стр. 86-87
|
Как изменяются и развиваются интонации в сонате Бетховена?
|
Музыкальный жанр: соната.
Главные темы экспозиции.
Людвиг ван Бетховен.
|
Научится узнавать характерные черты музыкальной речи Бетховена.
|
Р: Ставить новые учебные задачи.
П: Активизация творческого мышления.
К: Умение слушать друг друга.
|
Усвоение жизненного содержания музыкальных образов .
|
21
|
|
Симфоническая увертюра.
Стр.88-89
|
Как композитор подчеркивает национальный колорит в музыке?
|
Симфоническая увертюра.
Хота.
Кастаньеты.
|
Научится взаимодействовать в процессе коллективного воплощения художественного творчества.
|
Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности.
П: Выбор способов решения учебных задач.
К: Сотрудничество с учителем и сверстниками.
|
Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству.
|
|
В музыкальном театре (8 часов):
|
22
|
|
Музыкальная характеристика героев оперы.
Стр.94-95
|
Как композитор охарактеризовал
стан противника?
|
Музыкальный образ.
М.И.Глинка «Иван Сусанин».
Полонез. Мазурка.
|
Научится наблюдать за результатом музыкального развития образов, слышать интонации народной польской и русской музыки.
|
Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.
П: Узнавать и называть танцевальные жанры.
К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
|
Ценностное отношение к музыкальной культуре.
|
23
|
март
|
Музыкальная драматургия оперы «Иван Сусанин»
Стр.96-97
|
Как звучат сольные и хоровые сцены в опере? Как развиваются муз.темы главных героев?
|
Музыкальная драматургия.
Контраст.
|
Научится наблюдать за развитием драматургии оперы.
|
Р: Принимать и сохранять учебную задачу.
П: Использовать общие приемы решения задач.
К: Умение вести диалог.
|
Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.
|
24
|
|
Ария. Сцена в лесу.
Стр.98-99
|
Как ария характеризует Ивана Сусанина? Какая интонация пронизывает оперу?
|
Ария. Речитатив.
Ф.И.Шаляпин.
|
Научится определять характер, чувства, внутренний мир человека через прослушивание арии.
|
Р: Формулировать и удерживать учебную задачу.
П: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
|
Уважительное отношение к истории и культуре русского народа.
|
25
|
|
Роль дирижера в создании музыкального спектакля.
Стр.90-91
|
Как дирижер управляет симфоническим оркестром?
|
Симфонический оркестр.
Орхестра.
Дирижер.
|
Научится понимать жесты дирижера. Возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом этюде.
|
Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности.
П: Поиск информации о жанрах симфонической музыки в учебнике.
К: Совершенствование действий контроля, оценки действий партнера.
|
Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.
Мотивация учебной деятельности.
|
26
|
апрель
|
Русский Восток.
Стр.102-103
|
Как звучат восточные интонации? Особенности восточного колорита.
|
Восточные интонации. Вариации.
Орнамент.
|
Научится слышать восточные интонации в музыке русских композиторов: М.И.Глинки и М.П.Мусоргского.
|
Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.
П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений.
К: Совершенствование представлений учащихся о толерантности к культуре других народов.
|
Готовность выражать свое отношение к искусству.
|
27
|
|
Восточные мотивы.
Балет «Гаянэ»
Стр.104-105
|
Как развиваются музыкальные образы героев балета?
|
Контрастные образы.
А.И.Хачатурян.
Мелодический рисунок.
|
Научится следить за развитием музы-кального образа, слышать своеобразный колорит, орнамент восточной музыки.
|
Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя.
П: Активизация творческого воображения.
К: Учитывать разные мнения.
|
Понимание чувств других народов (эмпатия).
|
28
|
|
Балет «Петрушка».
Стр.106-107
|
Как композитор изобразил сцену Масленицы ?
|
И.Ф.Стравинский.
Оркестровые тембры.
Музыка в народном стиле.
|
Научится распознавать художественный смысл музыки, понимать роль музыки в жизни человека.
|
Р: Использовать речь для регуляции своего действия.
П: Узнавать, называть знакомые интонации.
К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками при инсценировании сцены из балета.
|
Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству.
|
29
|
|
Оперетта.
Стр.108-109
|
Как ориентироваться в мире музыки?
Как исполняют оперетту?
|
Музыкальный жанр: оперетта, мюзикл.
И.Штраус.
Ф. Лоу.
|
Научится ориентироваться в разнообразии музы- кального искусства, сравнивать жанры.
|
Р: Оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства.
П: Узнавать, называть жанры.
К: Формулировать собственное мнение и позицию.
|
Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.
|
|
« Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 часов):
|
30
|
|
Прелюдия.
Стр.112-113
|
Как звучат прелюдии Рахманинова?
Как меняются чувства от части к части?
|
Музыкальный жанр: прелюдия.
С.В.Рахманинов.
Форма музыки: трехчастная.
|
Научится передавать собственные музыкальные впечатления, определять на слух 3-х частную форму.
|
Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки.
П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.
К: Определение способов взаимодействия .
|
Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.
|
31
|
май
|
Исповедь души.
Стр.114-115
|
Как звучат прелюдии Шопена?
|
Развитие музыкального образа в прелюдии.
Ф.Шопен.
|
Научится размышлять о музы- кальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.
|
Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.
П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений.
К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками.
|
Уважительное отношение к истории и культуре польского народа.
|
32
|
|
Этюд.
Стр.116-117
|
Как звучит речь композитора в пьесе? Как передал автор свое душевное состояние?
|
Музыкальный жанр: этюд.
Ф.Шопен
«Революционный этюд».
|
Научится понимать жизненный смысл музыкального произведения.
|
Р: Ставить новые учебные задачи.
П: Активизация творческого мышления.
К: Умение слушать друг друга.
|
Развитие эмоциональной отзывчивости.
|
33
|
|
Музыкаль-ный сказочник.
Стр.124-125
|
Как композитор рисует сказочные музыкальные образы?
|
Музыкальная сказка.
Н.А.Римский-Корсаков.
Опера.
|
Научится видеть и слышать, т.е. понимать жизненный смысл произведения.
|
Р: Развернутость анализа музыкального сочинения.
П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке.
К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки.
|
Усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя.
|
34
|
|
Заключи-тельный урок-концерт.
|
Как правильно держаться на сцене?
|
Программа концерта.
|
Научится правильно держаться на сцене,
петь эмоционально, выразительно.
|
Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя.
П: Контролировать и оценивать результат деятельности.
К: Хоровое пение, пение по группам и с солистами.
|
Развитие эмоциональной отзывчивости.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|