УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс, за год – 34 часа, в неделю – 1 час.
1 полугодие «Преобразующая сила музыки» - 16 часов.
1 четверть «Музыка и жизнь» - 9 часов.
№
|
дата
|
тема
|
содержание программы
|
музыкальный репертуар
|
1
|
|
Жизнь и музыка
|
Жизнь как главный источник всех связей между различными видами искусства
|
«Матушка, матушка» Мартынов, «Вальс» Ж.Бреля – слушание, «Мальчишки, девчонки» Островского – исполнение.
|
2
|
|
Р.К. Поморские исторические песни
|
Знакомство музыкой поморов.
|
«Англичане в Белом море», «Я ли в поле да не травушка была» - слушание, «Мальчишки, девчонки» - исполнение.
|
3
|
|
Такие разные вальсы
|
Русский и западно – европейский романтизм
|
«Вальс» Чайковского, «Вальс» Шопена – слушание, «Мальчишки, девчонки» - исполнение.
|
4
|
|
Музыка, приносящая подпору и утешение
|
Особенности романтизма в русской музыке. Психологизм как характерное свойство музыки Чайковского. Обращение русских композиторов к народному фольклору.
|
«Мелодия»,«1 концерт» Чайковского – слушание, «Чудо – музыка» - разучивание.
|
5
|
|
«Молчащие» песни
|
Богатство музыкальных образов в вокальной музыке
|
«На побережье тайном», «Я – фронт» М.Теодоракис – слушание, «Чудо – музыка» - исполнение.
|
6
|
|
Ему подвластны звуки космоса
|
Музыка И.С.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека
|
«Органная фуга», «Весенняя песня» Бах – слушание, «Чудо – музыка» - исполнение.
|
7
|
|
Полифония и гомофония
|
Выразительные возможности различного склада письма
|
«Прелюдия» Баха, «Менуэт» Бетховен – слушание, «Весенняя песня» Баха – исполнение.
|
8
|
|
Героическая личность – героическая музыка
|
Романтизм в западноевропейской музыке
|
«5 симфония» Бетховена – слушание, «Мурманский Алеша» Ярмак – исполнение.
|
9
|
|
Обобщающий урок
|
Жизнь как главный источник музыки
|
Урок - концерт
|
6 класс
2 четверть «Преобразующая сила музыки» - 7 часов
№
|
дата
|
тема
|
содержание программы
|
музыкальный репертуар
|
10
|
|
Музыка революции
|
События истории и музыка
|
«Интернационал» Дегейтер, «Марсельеза» Руже де Лиль, «Рабочая марсельеза» - слушание, «Мурманский Алеша» Ярмак – исполнение.
|
11
|
|
Мир музыки Рахманинова
|
Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы
|
«2 концерт», «Сирень» Рахманинов - слушание, «Мурманский Алеша» Ярмак – исполнение.
|
12
|
|
Музыкальный сказочник
|
Наиболее значимые особенности русской классической музыкальной колы
|
«Шествие» из оперы «Золотой петушок» Римского – Корсакого – слушание, «Песня о Мурманске» Малкина – исполнение.
|
13
|
|
Революционный этюд
|
Сравнительная характеристика восприятия мира композиторами разных стран
|
«Этюд» Скрябина, «Этюд» Шопена – слушание, «Песня о Мурманске» - исполнение.
|
14
|
|
Песни военного Заполярья Р.К.
|
Знакомство с творчеством композиторов Заполярного края
|
«Прощайте, скалистые горы» Жарковского – слушание и исполнение.
|
15
|
|
Глюк «Орфей и Эвридика»
|
Особенности драматургического развития в оперном искусстве
|
«Мелодия», хор фурий – слушание, «Во кузнице» р.н.п. – исполнение.
|
16
|
|
Обобщающий урок
|
Интонационно – образная, жанровая и стилевая основы музыки
|
Урок - концерт
|
6 класс
2 полугодие «В чем сила музыки» - 18 часов
3 четверть – 10 часов
№
|
дата
|
тема
|
программное содержание
|
музыкальный материал
|
17
|
|
Глинка опера «Иван Сусанин»
|
Героические музыкальные образы в русской оперной музыке
|
«Ария Сусанина», хор «Славься» - слушание, «Баллада о солдате» - исполнение.
|
18
|
|
Юмор в музыке
|
Богатство музыкальных образов, вариации как способ развития музыкального образа. Знакомство с творчеством выдающихся русских пианистов Зилотти, Рихтером.
|
«Шутка», «Прелюдия» Баха – слушание, «Канон» - исполнение.
|
19
|
|
Небесное и земное в музыке Баха
|
Духовная музыка западно – европейской традиции: григорианский хорал. Музыка Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека
|
Григорианский хорал, «Хорал» Баха – слушание, «Канон» - исполнение.
|
20
|
|
Стравинский «Сюита № 2»
|
Стилевое многообразие музыки 20 века: И.Ф.Стравинский.
|
«Вальс», «Марш», «Полька», «Галоп» Стравинского – слушание, «Ты слышишь, море?» Зацепина – исполнение.
|
21
|
|
«Весенняя сказка» Р.К.
|
Обращение русских композиторов к народному фольклору. Знакомство с творчеством региональных народных коллективов.
|
«Ария Снегурочки». «Песня Леля» Римского – Корсакого. Поморские календарные песни в исполнении хора с. Варзуга.
|
22
|
|
«Весенняя сказка»
|
Оперная музыка русских композиторов
|
Сцена таяния Снегурочки – слушание, «Веснянка» - исполнение.
|
23
|
|
«Солнечный свет в музыке»
|
Сравнительная характеристика восприятия мира композиторами – классиками.
|
«Лакримоза», «Рондо» Моцарта – слушание, «Колыбельная» Моцарта – исполнение.
|
24
|
|
Музыка новой эпохи
|
Развитие традиций русской классической музыкальной школы 20 века: Свиридов. Авторская песня.
|
Увертюра «Время, вперед» Свиридов – слушание, «Как здорово» Митяев – исполнение.
|
25
|
|
Музыка юности и молодежи
|
Стилевое многообразие музыки 20 века: Кабалевский – педагог и композитор.
|
«3 концерт» для фортепиано с оркестром Кабалевский – слушание, «Как здорово» - исполнение.
|
26
|
|
Обобщающий урок
|
|
Урок – викторина.
|
6 класс
4 четверть «В чем сила музыки» - 8 часов
№
|
дата
|
тема
|
программное содержание
|
музыкальный материал
|
27
|
|
Музыка Прокофьева
|
Стилевое многообразие музыки 20 века
|
«Отъезд» из сюиты «Зимний костер», «Болтунья» Прокофьева – слушание, «Быть мальчишке капитаном» Ярмак – исполнение.
|
28
|
|
Лебединая песня
|
Способы обращения современных композиторов к народному фольклору
|
«Увели нашу подружку» Салманов, «Лебединая верность» Мартынов – слушание, «Быть мальчишке капитаном» - исполнение.
|
29
|
|
Весна идет
|
Вокальное творчество русских композиторов
|
«Весенние воды» Рахманинов – слушание, «Хорошо, что есть каникулы» - исполнение.
|
30
|
|
Музыка в отечественном кино
|
Творчество отечественных композиторов – песенников: И.О.Дунаевский
|
«Песенка о капитане», «Песенка о веселом ветре» Дунаевский – слушание, «Хорошо, что есть каникулы» - исполнение.
|
31
|
|
Музыка оперетты
|
Западно – европейская музыка 19 века
|
«Вальс» Штрауса из оперетты «Летучая мышь» - слушание, «Песня про жирафа» - разучивание.
|
32
|
|
Концерт для фортепиано
|
Способы обращения композиторов к народной музыке: варьирование. Развитие жанров светской музыки: концерт
|
«Веснянка» - исполнение, «1 концерт» 2, 3 части Чайковского – слушание, «Песня про жирафа» - исполнение.
|
33
|
|
Инструментальный концерт
|
Развитие жанров светской музыки: концерт
|
«Времена года» Вивальди – слушание, «Песня про жирафа» - исполнение.
|
34
|
|
Обобщающий урок
|
Выявление связей жизни и музыки на примерах различных интонационно – образных, стилевых основ музыкального искусства.
|
Урок - концер
|
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения музыки шестиклассники должны:
- понимать жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
- иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
- различать полифоническую и гомофонную музыку;
- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;
- владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- уметь раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусств.
- развивать навыки исследовательской художественно – эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
- совершенствовать умения и навыки самообразования
|