7 класс количество часов – 34, в неделю – 1 час
1 четверть «Музыкальный образ» - 9 часов
№
|
дата
|
тема
|
программное содержание
|
музыкальный материал
|
1
|
|
Образы войны и мира
|
Богатство музыкальных образов в театральной музыке
|
«Вальс», ария Кутузова из оперы Прокофьева «Война и мир» - слушание, «Гимн школы», «Гимн России» - исполнение.
|
2
|
|
Драматический образ
|
Романтизм в западно – европейской музыке
|
«Лесной царь» Шуберт – слушание, «Песня туристов» Молчанов – исполнение.
|
3
|
|
Мир образов музыки Скрябина
|
Стилевое многообразие музыки 20 века
|
«Прелюдия» №4, «Революционный этюд» Скрябина –слушание, «Песня туристов» - исполнение.
|
4
|
|
Образы природы в вокальной музыке Рахманинова
|
Русская вокальная музыка
|
«Островок», «Весенние воды» Рахманинова – слушание, «Милая моя» Визбор – исполнение.
|
5
|
|
Образ борьбы и победы
|
Особенности трактовки драматической музыки
|
Увертюра «Эгмонт» Бетховена – слушание, «Милая моя» - исполнение.
|
6
|
|
«Болеро» Равеля
|
Стилевое многообразие музыки 20 века
|
«Болеро» Равеля – слушание, «Северный вальс» Ярмак – исполнение.
|
7
|
|
Картины народной жизни
|
Романтизм в западно – европейской музыке
|
«2 рапсодия» Листа (фортепиано) – слушание, «Северный вальс» Ярмак – исполнение.
|
8
|
|
Картины неродной жизни
|
Романтизм в зарубежной музыке
|
«2 рапсодия» Листа (оркестр) – слушание, «Северный вальс» - исполнение.
|
9
|
|
Обобщающий урок
|
|
Урок – викторина
|
7 класс
2 четверть – 7 часов «Музыкальный образ»
№
|
дата
|
тема
|
программное содержание
|
музыкальный материал
|
10
|
|
Образ молодежи новой эпохи
|
Связь музыки с жизнью
|
«Гимн демократической молодежи мира» Новиков, «Песня о молоте» Пит Сигер – слушание, «Давайте дружить» Галь – исполнение.
|
11
|
|
Образы, которые изображают
|
Знакомство с музыкой ближнего зарубежья
|
«В путь» Лаурушас, «Деревянная лошадка» Дварионас – слушание, «Давайте дружить» Галь – исполнение.
|
12
|
|
Романтические образы
|
Романтизм в западноевропейской музыке
|
«Вальсы» Шопена – слушание, «Звездопад» Пахмутова – исполнение.
|
13
|
|
Жизнеутверждающий образ музыки Баха
|
Выразительные возможности полифонического письма
|
«Органная фуга» Баха – слушание, «Звездопад» Пахмутова – исполнение.
|
14
|
|
Образ войны
|
Стилевое многообразие русской музыки 20 века
|
«Эпизод нашествия» из 7 симфонии Шостаковича – слушание, «До свидания, мальчики» Окуджава – исполнение.
|
15
|
|
Образы русской духовной музыки
|
Духовная музыка русских композиторов
|
«Богородице, Дево. Радуйся!» Рахманинов, «Да исправится молитва моя» Чесноков – слушание, «В минуту трудную сию» иеромонаха Романа – исполнение.
|
16
|
|
Обобщающий урок
|
Богатство музыкальных образов в инструментальной и вокальной музыке
|
Урок - викторина
|
7 класс,
3 четверть «Музыкальная драматургия» - 10 часов
№
|
дата
|
тема
|
программное содержание
|
музыкальный материал
|
17
|
|
Жизнь музыкальных образов
|
Особенности драматургического развития в оперном искусстве 19 века
|
«Увертюра», «Марш Черномора» из оперы Глинки «Руслан и Людмила» - слушание, «Песни наших отцов» Дубравин – исполнение.
|
18
|
|
Космический пейзаж
|
Стилевое многообразие музыки 20 столетия: экспрессионизм
|
«Космический пейзаж» Чарльз Айвз – слушание, «Утренняя гимнастика» Высоцкий – исполнение.
|
19
|
|
Вся природа – мозаика цветов
|
Стилевое многообразие музыки 20 столетия: авангардизм
|
«Мозаика» Артемьев – слушание, «Утренняя гимнастика» Высоцкий – исполнение.
|
20
|
|
«Легкая» и «серьезная» музыка
|
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка
|
«Вальс» Штрауса, «Вальс цветов» Чайковского, пример из попмузыки – слушание, «Вечерний Мурман» Якимчук – исполнение.
|
21
|
|
Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки
|
Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства
|
«2 рапсодия» Дж. Гершвин – слушание, «Вечерний Мурман» Якимчук – исполнение.
|
22
|
|
Музыкальные иллюстрации
|
Русская музыка 20 столетия: Свиридов
|
«Метель» Свиридов: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Пастораль» - слушание, «Звезды» Высоцкий» - исполнение.
|
23
|
|
Драматургия контрастных сопоставлений
|
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития
|
«Венгерские напевы» Эшпай – слушание, «День победы» Тухманов - исполнение
|
24
|
|
Контраст и взаимовлияние музыкальных образов в одном произведении
|
Композиционные особенности музыкальных форм
|
«Соната» Григ – слушание,
|
25
|
|
Сонатная форма
|
Композиционные особенности музыкальных форм
|
«Эгмонт» Бетховен, Соната» Григ, «Увертюра» Глинки – слушание.
стр.102 - 103
|
26
|
|
Обобщающий урок
|
|
Урок – викторина, тестирование.
|
7 класс
4 четверть «Музыкальная драматургия» - 8 часов
№
|
дата
|
тема
|
программное содержание
|
музыкальный материал
|
27
|
|
П.И. Чайковский
Симфония №5
|
События истории – главные темы музыки
|
стр.130-131
|
28
|
|
Мир музыкальных образов симфонической музыки.Д. Шостакович Симфония №7
|
Познание мира в уникальной музыкально – образной форме.
|
стр.132 - 133
|
29
|
|
Инстументальный концерт.И.С.Бах Антонио Вивальди.
Мир музыкальных образов симфонической музыки
|
Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами - классиками
|
стр.138- 139
|
30
|
|
Концерт для скрипки с оркестром Арам Хачатурян.
|
Современное музыкальное искусство
|
стр.140 - 141
|
31
|
|
Рапсодия Дж. Гершвина
|
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития
|
стр.142 - 143
|
32
|
|
Урок – плакат «Нам нужна одна победа»
|
События истории в музыке
|
«Священная война» Александров, «Бухенвальдский набат» Мурадели, «7 симфония» Мурадели – слушание, «День победы» Тухманов – исподлнение.
|
33
|
|
Популярные хиты.
|
Стилевое многообразие музыки 20 века
|
стр.148 - 149
|
34
|
|
Обобщающий урок
|
Особенности драматургического развития в симфонической, сценической и инструментальной музыке
|
Заключительный урок - концерт
|
Формы контроля: викторины, музыкальные кроссворды, игра «Угадай мелодию», тесты.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения музыки семиклассники должны:
- понимать роль музыки в жизни человека;
- совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор, исполнитель, слушатель);
- понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
- иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
- выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства.
- уметь исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- уметь эмоционально – образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения и в ситуации выбора;
- уметь творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально – ритмического движения, импровизации, ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи
- уметь использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполняя творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
- иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;
- совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и др.
|