Главная » Статьи » Мои статьи

пояснительная записка.
 

        Актуальность проекта, цели и задачи:

 

    В настоящее время внедряются современные стандарты школьного образования, которые направлены на социализацию личности ребенка. Развитие учащихся нацелено на формирование «умения учиться». Стандарты второго поколения имеют деятельностный подход. Знания учащихся должны найти отражение в конкретной деятельности. Ребенок должен получать знания (накапливать музыкально-слуховой опыт) через активную деятельность и использовать их на практике.

    Фундаментальное ядро образования основывается на базовых национальных ценностях: религиозных, семейных, исторических традициях России и мира, которые передаются от поколения к поколению; на основных элементах научного знания (закономерности музыкального искусства); на художественности материала; воспитательной направленности и педагогической целесообразности.

    Актуальность создания программы по новым стандартам  обусловлена:

- необходимостью совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного, познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;

- целенаправленным формированием системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться;

- возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, свободе личностного выбора (А.Г. Асмолов).

 

    Цель моего проекта – продемонстрировать умение проектировать рабочую программу по предмету «Музыка». Теоретические и практические занятия, доступность материалов курсов, разъяснение руководителем новых понятий и терминов помогли мне в ее составлении.  Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

 

 

 

                                                                                       

                           

Пояснительная записка

 

Название раздела

      Содержание раздела

  1.  

Общая характеристика 

предмета «Музыка»

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Освоение музыкального искусства помогает ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Духовный опыт человечества, опыт эмоционально-образного восприятия музыки, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат погружение в культурное многообразие мира.

 

  1.  

Цели и 

задачи предмета «Музыка»

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение  следующих целей и задач:                             -  воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств;                

      -  формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

-  развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в музыкальной деятельности;

-  овладение практическими умениями и навыками (пение, слушание музыки, музицирование, музыкально-пластическое интонирование);

-  накопление багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, знаний о музыке.

   Цели музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.

 

  1.  

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

   Планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся.

   Личностное развитие учащихся: готовность выражать свое отношение к искусству; реализация творческого потенциала; позитивная самооценка и самоуважение; становление эстетических идеалов.

   Знакомство с шедеврами мировой музыкальной культуры способствует познавательному и социальному развитию учащихся.

      Познавательное развитие учащихся: формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, активизация творческого мышления, воображения, уважение к духовному наследию.

     Социальное развитие учащихся: развитие способности выстраивать отношения с другими людьми; воспитание любви к своему Отечеству, малой родине и семье, воспитание толерантности.

   Эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивает коммуникативное развитие.     Коммуникативное развитие учащихся: участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, умение слушать, вести диалог, формирование способности встать на позицию другого человека.

 

  1.  

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 135ч. : 1 класс -33ч.;  2 класс- 34ч.; 3 класс- 34ч.; 4 класс -34ч. (1 час в неделю).

 

  1.  

Планируемые результаты 

изучения предмета

Личностные результаты:

  1. наличие  эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир;
  2. формирование личностного смысла постижения искусства;
  3. реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
  4. развитие эмоциональной отзывчивости, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
  5. приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире.

 

Метапредметные результаты:

  1. наблюдение за явлениями жизни и искусства в учебной деятельности;
  2. овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов, выбор способов решения проблем поискового характера;
  3. готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
  4. участие в совместной деятельности на основе сотрудничества;
  5. контроль, планирование и оценка собственных учебных действий.

 

Предметные результаты:

  1. устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;
  2. развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
  3. использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах деятельности;
  4. знание основных закономерностей музыкального искусства;
  5. готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности в организации культурного досуга.
  1.  

Технологии преподавания предмета «Музыка»

      Технология развития процессов восприятия (интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ музыкальных произведений).

      Технология развития певческой культуры

(тщательный отбор вокально-хорового репертуара, возможность применения игровых приемов обучения, использование методик развития слуха и голоса, учитывающих возрастные особенности школьников).

      Технологии детского музицирования

(включение простейших инструментов в процесс исполнения музыкальных произведений, использование свободного дирижирования, имитации игры на музыкальных инструментах).

     Технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников на уроках музыки

(интеграция с другими видами искусств).

     Технологии преподавания музыки по УМК

(глубокое освоение содержания материала комплектов, методов и приемов обучения).

     Информационно-коммуникационные технологии (использование и применение компьютерных технологий).

     Технологии арттерапевтического воздействия музыки и здоровьесбережения

(создание комфортной обстановки для обучения, оздоровление голосового аппарата в процессе пения, нормализация биологических показателей при восприятии музыки).

     Технологии диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников

(дневник наблюдений, тесты, оценивание работ в творческой тетради, участие в концертах, фестивалях).

 

  1.  

Взаимосвязь урока музыки с внеурочной деятельностью младших школьников

Согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов по решению определенных задач, проблем. Развивает самостоятельность, активность, умение учащихся работать вместе как между собой, так и с учителем при объединении усилий и согласованности действий. Активное включение всех в обсуждение новой темы, анализа музыкального произведения, что означает принятие ценности личности каждого, его мнения, интересов. Обучение контролю и оцениванию собственных действий и результатов, приобретение опыта жизни в учебном коллективе.

  Формирование УУД в содержании предметных программ и внеурочной деятельности.

  Интеграция урочной , внеурочной, внешкольной, семейной деятельности детей и родителей.

  Создание безопасной образовательной среды. Охрана здоровья.

    Внеурочная деятельность: вокальная студия  «Фа-соль-ки».

1 класс (2 класса) – 33часа;  2 класс (6 классов) – 34часа; 3 класс (2 класса) – 34часа.

Хор младший 2-4 класс -1 час; хор 5-6 классов -1час.

  1.  

Использования ИКТ и ЭОР

 

Мультимедийные  программы: «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»; «Энциклопедия классической музыки» - «Коминфо»; «История музыкальных инструментов». Мультимедийные презентации. Видеофрагменты из оперных, балетных спектаклей; выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, хоровых, оркестровых коллективов; фрагментов из мюзиклов; фильмы о зарубежных и русских композиторах. Иллюстрации и репродукции картин; эскизы декораций к музыкальным спектаклям, тексты песен; изображения музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах.

 

  1.  

Структура тематического планирования

   Раздел (количество часов). Тема урока.

 Художественно-педагогическая идея уроков.

 Планируемые результаты.

 Понятия.

Предметные результаты.

Универсальные  учебные действия : личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные, информационные.

  1.  

Материально-техническое обеспечение предмета

Музыкальные инструменты: фортепиано (пианино), электронное пианино, клавишный синтезатор.

Детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, маракасы, кастаньеты, металлофон, ксилофон; инструменты, сделанные своими руками.

Телевизор, видеомагнитофон.

Музыкальный центр с DVD, USB.

Микрофоны.

Комплекты CD-дисков, MP3-дисков, DVD-дисков  и аудиокассет.

Персональный компьютер и медиапроектор (терпеливо ожидаю).

  1.  

Методическое обеспечение предмета «Музыка»

Примерная программа основного общего образования по музыке.

Хрестоматии с нотным материалом. Сборники песен и хоров.

Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 кл.Критская Е.Д.  Сергеева Г.П.  Шмагина Т.С.

Учебники по музыке  1-4 класс Критская Е.Д.   Сергеева Г.П.   Шмагина Т.С.

Учебники «Музыкальное искусство» Усачева, Школяр Л.В.  1-4 класс.

Учебники по музыке  Ригиной Г.С.   1-2 класс

Книги о музыке и музыкантах.

Справочные пособия и энциклопедии.

Русская музыка в школе. Рапацкая Л.А.

Как рассказывать детям о музыке?        Кабалевский Д.Б.

Уроки музыки с применением информационных технологий.  1-8 класс. Золина Л.В.

Таблицы: средства музыкальной выразительности, словарь ощущений, нотные примеры.

Схемы: расположение инструментов в различных оркестрах.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Lika (14.03.2015)
Просмотров: 292 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *: