Главная » Статьи » Мои статьи

6 класс

НАЗВАНИЕ

ОБОЗНАЧЕНИЕ

РИТМ

Два в челну

ноты

ноты

Сложития с запятой

ноты

ноты

Стрела подводная

ноты

ноты

Стрела громкая

ноты

ноты

Стрела тихая

ноты

ноты

Хамила

ноты

ноты

Статья со змеицей

ноты

ноты

Палка воздёрнутая

ноты

ноты

Стрела поездная

ноты

ноты

Дербица

ноты

ноты

Рис. 6.6 Многоступенные знамёна


Крюковые знаки состояли из чёрточек, точек и запятых. Крюками указывалось направление движения мелодии, относительный ритмический рисунок и звуковые акценты. По крюковой записи нельзя было спеть незнакомую мелодию, так как все обозначения были очень условными и предназначались лишь для напоминания уже знакомого напева.
Различные мелодические украшения записывались с помощью кондакарной нотации. Кондакарный репертуар записывался в особых книгах - кондакарях. В кондакарной нотации в отличие от знаменной, кроме палочек, точек и запятых применялись также и разнообразные "завитушки".
В 12-13 веках знаменную и кондакарную нотации часто используют совместно. Так известны рукописные ноты того времени, в которых за основу взято крюковое пение, но вместе с тем есть места, записанные в кондакарной нотации.
Древнерусское нотное письмо, по мере развития знаменного пения, постепенно отдалялось от византийского первоисточника, начертание знаков изменялось: некоторые совсем перестали использоваться, другие изменяли своё певческое значение, появлялись новые. Уже в 15-16 веках был практически полностью определён набор знамённых знаков.
С конца 15 века в состав певческих рукописей стали вводить т.н. "музыкальные азбуки". Название – "азбука" эти теоретические пособия получили значительно позже – лишь в 18 веке.
Музыкальные азбуки помещались на 2-3-х страница певческих книг. Если поначалу в азбуках просто перечислялись используемые в песнопениях знамена, то в 16 веке к этому перечню добавилось разъяснение как их исполнять.
В музыкальных азбуках также разъяснялось как петь "фиты". Со временем появились т.н. "фитники", в которых приводились названия и начертания "фит", а также слова с которыми они используются в пении. Следующим этапом в развитии "фитников" стало введение в них "розводов", т.е. расшифровки фит в крюковую запись.
В начале 17 века в теоретические пособия стали вводить "кокизники" (от древнерусского "кокиза" – попевка). В "кокизниках" рядом с кокизой приводилось слово или фраза из песнопения в котором она встречается.
Когда в конце 17 века в России стали применять пятилинейную нотацию, появились "двоезнаменники". В этих пособиях не только демонстрировались "кокизы" и "фиты", но и приводился их "перевод" в нотолинейную систему.
Музыкальные азбуки применялись ещё и в 18 веке, но в связи с окончанием развития знаменного распева на рубеже 17-18 веков, не имели прежнего веса.
Крюками в 16 – 1-ой половине 17 века записывались также "путевой" и "демественный" распевы.
17 век дал русской церковной музыке и систему церковных согласий. На основе согласий строился диатонический церковный звукоряд, каждая из ступеней которого получила буквенное название. Это новшество повлекло за собой возникновение системы киноварных помет, которые служили для более точного указания высоты звуков, обозначенных крюками. Некоторые источники указывают на то, что автором киноварных помет возможно является новгородский мастер Иван Шайдур.
Пометы рисовались красной краской ("киноварь" – краска ярко-красного цвета, вырабатываемая из одноимённого ископаемого) слева от крюков, наравне или чуть выше них.
В 1660-х годах вместо киноварных помет комиссией под руководством А. Мезенца была создана система тушевых (чёрных) "признаков", которые состояли из "головки" и "штиля". Различное расположение "признака" при крюке указывало на разные ступени. Так если "признак" располагался слева, справа, посередине или сверху от крюка, то это означало II или III ступень; если признака не было – значит имелась ввиду I ступень согласия (см. рис. ).
Также как и остальные знаки знаменного распева, к концу 17 века пометы и признаки стали сходить на нет, уступая место пятилинейной нотации.

Категория: Мои статьи | Добавил: Lika (22.01.2019)
Просмотров: 338 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *: