Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 105
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 ... 10 11 »

Барталоме Эстебан Мурильо.

Великий испанский художник.

Мои статьи | Просмотров: 138 | Добавил: Lika | Дата: 08.11.2020 | Комментарии (0)

Великий итальянский композитор - Антонио Вивальди.

 

Мои статьи | Просмотров: 158 | Добавил: Lika | Дата: 18.04.2020 | Комментарии (0)

Интервью.

Эдуард Николаевич, вы редко даете интервью, ссылаясь на постоянную занятость. А вы вообще отдыхаете?

Эдуард Артемьев: Раз в год на две недели я уезжаю в теплые края погреться на солнце. Я ненавижу холод, хотя родился в Новосибирске. Мне вообще кажется, что все русские люди на самом деле терпеть не могут зиму. Именно потому, что она у нас такая долгая. Знаете, о чем я мечтаю? Всю зиму не выходить из дома.

Вы же несколько лет жили и работали в Лос-Анджелесе. Почему же не остались? Там тепло.

Эдуард Артемьев: Да, я прожил там три года и написал музыку к девяти голливудским лентам. Очень много работал там. Но, во-первых, моя жена очень хотела вернуться, а во-вторых, все получилось довольно спонтанно. Никита Михалков позвал меня на "Утомленные солнцем". Я вернулся и остался. Но потом несколько раз возвращался работать в Америку.

В чем различия работы там и здесь?

Эдуард Артемьев: Только в условиях. Если ты работаешь там, то все делается для того, чтобы ты работал и ни на что не отвлекался.

 

Мои статьи | Просмотров: 179 | Добавил: Lika | Дата: 05.09.2019 | Комментарии (0)

6 класс Знаменное песнопение.

Если бы удалось услышать, как пели наши предки, нам были бы понятнее их мысли и чувства. Но это, наверное, невозможно: в прошлом не существовало технологий звукозаписи, и даже современные принципы музыкальной нотации попали в Россию только с петровскими реформами. Для того чтобы реконструировать звучание допетровской музыки, приходится расшифровывать совершенно особое письмо — его называют крюковым, или знаменным. Знаменным, потому что «знамя» — это знак, символ, а крюковым, потому что «крюк» — одно из самых важных «знамен».

Современный ребенок узнает, что такое буквы, цифры и ноты, практически одновременно. Истина «нот всего семь» кажется столь же прописной, как и «Моцарт — великий композитор». О том, что ноты (пятилинейная нотная запись) — изобретение довольно позднее, знают только специалисты, да и то не все. Музыка как явление культуры превосходно существовала в течении тысячелетий и до того, как итальянец Гвидо д’Ареццо (Guido d’Arezzo, ок. 992 – ок. 1050) предложил «расставить все звуки по полочкам». Его идея записывать музыкальные звуки при помощи кружочков и квадратиков на нотном стане, созданная в самом начале XI века, долгое время оставалась не востребованной. И только в XVI века, после того как изобрели равномерную темперацию, придуманного им стало хватать для записи используемых при музицировании звуков. Однако со сложившейся гармонией принялись спорить модные рок-звезды, остающиеся не понятыми композиторы-авангардисты, диджеи-электронщики, барды-самоучки и, прежде всего те, кто вплотную занимается изучением исконных музыкальных традиций разных народов. Эти традиции создавались во времена, когда не было ни равномерной темперации, ни нотной записи.

Музыка древних культур

Филологи утверждают, что 80% языков современного мира не обладают собственной письменностью, но нет такого этноса, в культуре которого не было бы музыки. В традиционной музыке, как в хромосоме, зашит «культурный код» народа, накопленный им практический и духовный опыт, и даже некоторые представления об устройстве мира.

http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2006/11/057.jpg

Юрий Шевчук (слева), Константин Кинчев (в центре) и митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. У рок-музыкантов есть темы для обсуждения со служителями церкви. В том числе и сугубо музыкальные. Фото: Служба коммуникации ОВЦС МП

Музыкальный язык — универсальный.

В X веке система пения в Византии окончательно сформировалась. Этот же период стал отправной точкой для становления церковно-певческой культуры на Руси. Стать «гораздым певцом» означало не просто заучить наизусть вокальную партию, но усвоить «дух» музыкального произведения, уметь передавать его слушателям. Понятно, что возникла и необходимость каким-то образом фиксировать (записывать) мелодические ходы, поэтому над текстом стали ставить особые знаки-символы — «знамена» и «крюки». Так, в XI веке и возникла специфическая «знаменная» система пения. Важно, что система (получившая название распева) эта была именно русская, а не греческая.

 

Мои статьи | Просмотров: 305 | Добавил: Lika | Дата: 22.01.2019 | Комментарии (0)

Знаменный распев.

Физика процесса естественных колебаний упругого тела (струны, голосовых связок и т.п.) основывается на суперпозиции (наложении) возникающих в колебательной системе множественных вибраций, формально описываемым особым красивым математическим выражением (ряд Фурье). Согласно ему ступени естественного (натурального) музыкального звукоряда формируются от звуковой высоты основного колебания (гармоники 1-го порядка) и накладывающихся на него колебаний более высоких частот (гармоник 2-го, 3-го и т.д. порядков). Таково научное обоснование основного закона музыкальной гармонии, еще раз свидетельствующее о разумной красоте тварного мира и величии Творца.

В древности, используемые для звуковедения музыкальные инструменты, не имели подобно человеческому голосу фиксированной настройки звучания, и в них использовался именно такой натуральный музыкальный строй, т.е интервалы строились на основе устроенных замыслом Божьим естественных колебательных гармоник (где, условно говоря, Фа-диез немного отличался от Соль-бемоль).
 
Мои статьи | Просмотров: 361 | Добавил: Lika | Дата: 22.01.2019 | Комментарии (1)

НАЗВАНИЕ

ОБОЗНАЧЕНИЕ

РИТМ

Два в челну

 

Сложития с запятой

 

 

Стрела подводная

 

Стрела громкая

 

Стрела тихая

 

Хамила

 

Статья со змеицей

 

Палка воздёрнутая

 

Стрела поездная

 

Дербица

 

Рис. 6.6 Многоступенные знамёна


Крюковые знаки состояли из чёрточек, точек и запятых. Крюками указывалось направление движения мелодии, относительный ритмический рисунок и звуковые акценты. По крюковой записи нельзя было спеть незнакомую мелодию, так как все обозначения были очень условными и предназначались лишь для напоминания уже знакомого напева.
Различные мелодические украшения записывались с помощью кондакарной нотации. Кондакарный репертуар записывался в особых книгах - кондакарях. В кондакарной нотации в отличие от знаменной, кроме палочек, точек и запятых применялись также и разнообразные "завитушки".
В 12-13 веках знаменную и кондакарную нотации часто используют совместно. Так известны рукописные ноты того времени, в которых за основу взято крюковое пение, но вместе с тем есть места, записанные в кондакарной нотации.
Древнерусское нотное письмо, по мере развития знаменного пения, постепенно отдалялось от византийского первоисточника, начертание знаков изменялось: некоторые совсем перестали использоваться, другие изменяли своё певческое значение, появлялись новые. Уже в 15-16 веках был практически полностью определён набор знамённых знаков.
С конца 15 века в состав певческих рукописей стали вводить т.н. "музыкальные азбуки". Название – "азбука" эти теоретические пособия получили значительно позже – лишь в 18 веке.
Музыкальные азбуки помещались на 2-3-х страница певческих книг. Если поначалу в азбуках просто перечислялись используемые в песнопениях знамена, то в 16 веке к этому перечню добавилось разъяснение как их исполнять.
В музыкальных азбуках также разъяснялось как петь "фиты". Со временем появились т.н. "фитники", в которых приводились названия и начертания "фит", а также слова с которыми они используются в пении. Следующим этапом в развитии "фитников" стало введение в них "розводов", т.е. расшифровки фит в крюковую запись.

 

Мои статьи | Просмотров: 335 | Добавил: Lika | Дата: 22.01.2019 | Комментарии (0)

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

На городской площади в Севилье, у сигарной фабрики, расположился сторожевой пост. В оживленной толпе мелькают солдаты, уличные мальчишки, работницы сигарной фабрики со своими возлюбленными. Появляется Кармен. Темпераментная и смелая, она привыкла властвовать над всеми. Встреча с драгуном Хозе пробуждает в ней страсть. Ее хабанера – песня свободной любви – звучит как вызов Хозе, а цветок, брошенный к его ногам, обещает любовь. Приход невесты Хозе, Микаэлы, на время заставляет его забыть о дерзкой цыганке. Он вспоминает родную деревню, дом, мать, предается светлым мечтам. И снова Кармен нарушает спокойствие. На этот раз она оказывается виновницей ссоры на фабрике, и Хозе должен доставить ее в тюрьму. Но чары цыганки всесильны. Покоренный ими, Хозе нарушает приказ и помогает Кармен бежать.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

В таверне Лилас-Пастья веселье в разгаре. Это место тайных встреч контрабандистов, которым помагает Кармен. Вместе с подругами, Фраскитой и Мерседес, она весело проводит здесь время. Желанный гость таверны – тореадор Эскамильо. Он всегда весел, уверен в себе и смел. Жизнь его полна тревог, опасна борьба на арене, но сладостна награда герою – слава и любовь красавиц. Темнеет. Посетители покидают таверну. Под покровом ночи контрабандисты собираются на рискованный промысел. На этот раз Кармен отказывается идти с ними. Она ждет Хозе. Сержант приходит, но радость их встречи кратковременна. Военный горн призывает драгуна в казармы. В его душе страсть борется с долгом. Между возлюбленными вспыхивает ссора. Неожиданно появляется Цунига – начальник Хозе. Он надеется на благосклонность Кармен. В порыве ревности Хозе обнажает саблю. Воинская присяга нарушена, путь к возвращению в казармы отрезан. Хозе остается с Кармен.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Глухой ночью, в горах, контрабандисты устроили привал. С ними – Кармен и Хозе. Но ссора в таверне не забыта. Слишком велико различие между любовниками. Мечтающий о спокойной жизни, крестьянин Хозе страдает от измены долгу, от тоски по родному дому. Лишь страстная любовь к Кармен удерживает его в лагере контрабандистов. Но Кармен больше не любит его, разрыв между ними не минуем. Что-то ей скажут карты? Подругам она предсказала счастье, но самой Кармен судьба не сулит радости: она прочла в картах свой смертельный приговор. С глубокой скорбью размышляет она о будущем. Внезапно приходит Эскамильо – он спешит на свидание с Кармен. Хозе преграждает ему путь. Ревность и негодование вспыхивают в его душе. Кармен останавливает поединок соперников. В этот момент Хозе замечает Микаэлу, которая преодолевая страх, явилась в лагерь контрабандистов, чтобы увести Хозе. Но он не внимает ее словам.лишь известие о смертельной болезни матери заставляет Хозе покинуть Кармен. Но встреча их впереди...

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Яркий солнечный день. Площадь в Севилье полна народа. Собравшиеся с нетерпением ожидают начала боя быков. Шумно и радостно приветствуют они шествие героев корриды, возглавляемое всеобщим любимцем Эскамильо. Приветствует его и Кармен. Ее влечет к жизнерадостному, отважному Эскамильо. Фраскита и Мерседес предупреждают Кармен о грозящей опасности: за ней неотступно следит Хозе.Но Кармен не слушает их, она устремляется на корриду. Хозе останавливает ее. Нежно, с любовью обращается он к возлюбленной. Но Кармен неумолима: между ними все кончено. «Свободной родилась – свободной и умру», - гордо бросает она в лицо Хозе. В порыве гнева он закалывает Кармен. Смертью она утверждает свою свободу.

Мои статьи | Просмотров: 255 | Добавил: Lika | Дата: 22.01.2019 | Комментарии (0)

Детство и юность

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 г. в пригороде Вены. Его музыкальные способности проявились достаточно рано. Первые уроки музыки он получил дома. Игре на скрипке его обучал отец, а на фортепьяно – старший брат.

В шестилетнем возрасте Франц Петер поступил в приходскую школу Лихтенталя. У будущего композитора был удивительно красивый голос. Благодаря этому в 11-летнем возрасте его приняли в качестве “певчего мальчика” в столичную придворную капеллу.

До 1816 г. Шуберт бесплатно учился у А.Сальери. Он постигал основы композиции и контрапункта.

Композиторский талант проявился уже в подростковом возрасте. Изучая биографию Франца Шуберта, следует знать, что в период с 1810 по 1813 гг. он создал несколько песен, пьес для фортепьяно, симфонию и оперу.

Читайте также:

Есенин биография

В 1813 г. у него начал ломаться голос и он был отчислен из хора.

Зрелые годы

Путь в искусство начался со знакомства Шуберта с баритоном И.М. Фоглем. Он исполнил несколько песен начинающего композитора, и они быстро обрели популярность. Первый серьезный успех молодому композитору принесла переложенная им на музыку баллада Гёте “Лесной царь”.

 Январь 1818 г. был обозначен выходом в печать первой композиции музыканта.

 

Краткая биография композитора была богата событиями. Он познакомился и подружился с А.Хюттенбреннерем, И. Майрхофером, А. Мильдер-Гауптман. Являясь преданными поклонниками творчества музыканта, они часто помогали ему деньгами.

В июле 1818 г. Шуберт уехал в Желиз. Преподавательский опыт позволил ему устроиться учителем музыки к графу И. Эстерхази. Во второй половине ноября музыкант возвратился в Вену.

Особенности творчества

Знакомясь с краткой биографией Шуберта, следует знать, что в первую очередь он был известен как автор песен. Музыкальные сборники на стихи В.Мюллера имеют огромное значение в вокальной литературе.

Песни из последнего сборника композитора, “Лебединая песня”, приобрели известность во всем мире. Анализ творчества Шуберта показывает, что он был смелым и оригинальным музыкантом. Он не шел по дороге, проторенной Бетховеном, а выбрал свой путь. Особенно хорошо это заметно в квинтете для фортепьяно “Форельный”, а также в Си-минорной “Неоконченной симфонии”.

Мои статьи | Просмотров: 438 | Добавил: Lika | Дата: 30.12.2018 | Комментарии (0)

7 класс американская опера "Порги и Бесс"

"Порги и Бесс" является не только первой в истории США национальной оперой, но и принадлежит к десятке лучших музыкальных произведений XX в.

     В основу либретто, написанного старшим братом Гершвина Айрой в соавторстве с Дюбозом Хейвордом, лег довольно популярный в то время роман Дюбоза и Дороти Хейворд — «Порги».

     Авторы первоисточника ярко и правдиво изобразили жизнь бедных афроамериканцев, живущих в убогих лачугах Кэтфиш-Роу. Образ калеки Порги списал Хэйворд с нищего безногого афроамериканца, которого часто встречал по дороге на работу, когда тот разъезжал по улицам в тележке, запряженной козой. Жители Чарлстона знали несчастного под кличкой Козлиный Сэмми.

     Главные герои книги — добрые, хорошие люди, которые, однако, обречены на страдания в современном мире. Это глубоко гуманистическое произведение взывало к сочувствию и пониманию, вызывая сострадание к судьбе героев у читателей.

     Роман Хэйворда поразил Джорджа Гершвина с первых страниц. Он сразу почувствовал удивительную силу поэтических образов. Непроизвольно в голове композитора стали возникать мелодии на тему «Порги».

     Не долго думая, Гершвин написал Хэйворду письмо, в котором сообщил о намерении сочинить оперу на его сюжет. Писатель эту мысль одобрил.

     Уже через неделю они встретились, чтобы лично обсудить будущую оперу. Идея захватила художников, но большая загруженность обоих помешала сразу приняться за работу.

     Описанная встреча произошла в 1926 г., и лишь в 1935 г. оперу «Порги и Бесс» услышали зрители.

     Публика приняла новую оперу с еще большим энтузиазмом, чем прежние сочинения Гершвина. Четверть часа гремели аплодисменты, и не смолкали восторженные возгласы. Все без исключения бостонские критики восхищались драматическим и мелодическим даром композитора, а Элинор Хьюгес назвала «Порги и Бесс» народной оперой.

     «Вот, наконец первая настоящая и вполне американская опера», — резюмировала критика.

      С самого начала своего триумфального шествия по оперным сценам Америки — сперва в Бостоне, затем на Бродвее — она неизменно остаётся в современном оперном репертуаре.

 

 

Мои статьи | Просмотров: 292 | Добавил: Lika | Дата: 30.12.2018 | Комментарии (0)

Одна из лучших русских опер не была окончена Бородиным.

Ее завершили А. Глазунов и Римский-Корсаков.

В этом сочинении композитору удалось, не используя прямых цитат из народных песен, создать замечательное и подлинно русское эпическое полотно. Особую красоту придают сочинению ориентальные мотивы, связанные с характеристикой половцев. Знаменитой стала хореографическая картина из 2 д. «Половецкие пляски» (особенно в постановке К. Голейзовского).

Многие арии из опер, такие, как ария Князя Игоря Ни сна, ни отдыха,

ария Кончака Здоров ли, князь? (2 д.), приобрели всемирную известность.

Опера сразу стала очень популярной.

Отметим московскую премьеру 1898 (солисты Хохлов, Дейша-Сионицкая, Собинов, Власов и др.), постановку в Мариинском театре (1915, с участием Шаляпина в партии Князя Галицкого и половецкими плясками в постановке М. Фокина).

Зарубежная премьера оперы состоялась в Праге (1899). В 1971 режиссер Р. Тихомиров осуществил постановку одноимённого фильма-оперы.

Мои статьи | Просмотров: 537 | Добавил: Lika | Дата: 07.10.2018 | Комментарии (0)